Что такое геймификация в управлении персоналом
Геймификация — это элементы игры, которые добавляют в программы. Геймификацию можно использовать в любой сфере: образовании, продажах, HR, здоровье, финансах. Игровые компоненты бывают разными: виртуальная валюта, рейтинги, конкурсы, чемпионаты.
В управлении персоналом можно добавить игровые элементы в разные процессы:
- Обучение. Квизы и тесты делают занятия более захватывающими, помогают сотрудникам легче запоминать информацию.
- Оценка эффективности и опросы. Тесты, чек-листы, игры, рейтинги, квесты — все это мотивирует людей работать лучше самим и давать качественную обратную связь. Например, можно внедрить геймификацию в работе над анкетой для опроса 360.
- Рекрутинг. Некоторые компании геймифицируют даже отбор персонала. Например, Альфа-Банк сделал для соискателей симуляцию первого дня работы в компании, чтобы потенциальные работники прожили те же моменты, с которыми сталкиваются реальные сотрудники.
Зачем бизнесу геймификация управления сотрудниками
Геймификация в управлении персоналом уже стала трендом. Мотивировать сотрудников работать лучше с помощью игр оказалось эффективно — вовлеченность повышается на 60%. Кроме того, игровые механики помогают сплотить команду.
Чтобы решать задачи бизнеса, можно использовать такие инструменты:
- Рейтинг. Сотрудники получают очки за то, что выполнили задачи, и поднимаются в списке.
- Шкала прогресса. Задачи делятся на этапы, за каждый можно получить награду.
- Ачивки. а достижения сотрудник получает значки от руководства или коллег, которые видят все.
- Виртуальная валюта. Работникам начисляют внутриигровую валюту за то, что они закрыли задачи. Ее можно обменять, например на мерч или нематериальные бонусы.
С помощью геймификации компании могут решить разные проблемы, связанные с персоналом:
Проблема | Задача | Механика |
Падает eNPS | Повысить уровень лояльности и удовлетворенности сотрудников | Ачивки, виртуальная валюта |
Сотрудники не задерживаются в компании | Снизить текучку кадров | Шкала прогресса, ачивки |
Новички долго погружаются в работу | Ускорить адаптацию новых сотрудников | Ачивки, виртуальная валюта, шкала прогресса, рейтинг |
Сотрудники не справляются с задачами и не достигают нужных результатов | Повысить эффективность работы | Ачивки, виртуальная валюта, шкала прогресса |
Сотрудники не хотят участвовать в конференциях и выступать на публике | Замотивировать сотрудников стать амбассадорами HR-бренда компании | Ачивки, внутренняя валюта |
Геймификация в HR стала популярна, потому что положительно влияет на командную работу и на то, как сотрудники взаимодействуют друг с другом.
Почему стоит внедрять геймификацию в управлении персоналом:
- Мотивация сотрудников повышается. Если игра нравится людям и не кажется рутиной, они не просто отсиживают рабочие часы, но и работают более вовлеченно.
- Сотрудники быстро получают обратную связь. Сделал задачу — держи значок. Такая механика намного быстрее, чем классическая схема обратной связи.
- Рейтинги, доски почета, инфопанели, на которых демонстрируют результаты, развивают здоровую конкуренцию.
- Напряжение в коллективе спадает. Если в команде все чаще возникают конфликты, интересная игровая механика поможет отвлечься.
Что важно учитывать, когда вы решили внедрить геймификацию в HR-процессы:
- Чтобы разработать и поддерживать игру, нужен большой бюджет. А еще несколько менеджеров, которые отвечают за то, чтобы игра оставалась интересной.
- Сначала нужно провести анализ целей, задач и аудитории, разработать механику. Затем протестировать и запустить саму игру. Это может занять несколько месяцев.
- Люди не узнают об игре, если им об этом не рассказать. Поэтому нужно потратить время и бюджет на то, чтобы анонсировать игру и регулярно поддерживать к ней интерес.
- Геймификация может вызвать конфликты. Если в коллективе есть азартные люди, они могут близко к сердцу воспринимать чужие победы и собственные провалы.
Как внедрить геймификацию в HR-процессы
Чтобы начать использовать элементы геймификации для сотрудников, нужно выполнить несколько шагов:
Шаг 1. Определите цель
Ответьте на вопрос: зачем вашей компании геймификация управления персоналом. Цели могут быть разные: замотивировать сотрудников выполнить план, сократить текучку кадров, повысить производительность. Это ключевой шаг, поэтому на него нужно потратить время.
Шаг 2. Проанализируйте аудиторию
Выясните, кто будет участвовать в игре: возраст, пол, увлечения, что вдохновляет этих людей. Сотрудники — командные игроки или каждый сам за себя? Готовы ли они экспериментировать или им нужна четкая инструкция? Все это повлияет на будущую игру.
Шаг 3. Придумайте игровые механики
Разработайте интересные задания, которые будут мотивировать сотрудников участвовать. Когда проектируете архитектуру проекта, заранее продумайте, как проект будет расширяться.
Шаг 4. Выберите платформу
Это может быть готовая система или конструктор внутреннего портала. Убедитесь, что платформа поддерживает нужные функции и ее можно интегрировать в текущую HR-систему.
В Битрикс24 Enterprise HRM уже есть игровые механики, которые повысят мотивацию сотрудников компании. За достижения можно получить виртуальные «монетки» и обменять на призы в магазине бонусов.
Шаг 5. Запустите игру и обучите сотрудников
Чтобы сотрудники понимали, что делать и зачем это нужно, используйте примеры. Расскажите, какие цели у игры, что нужно делать людям и что они за это получат. Например, если цель игры — выбрать лучшего менеджера по продажам, объясните, что нужно привлекать больше клиентов. За новые сделки сотрудники получат игровую валюту, которую потом обменяют на подарки. Покажите, как пользоваться платформой, где копится валюта и как ее обменять.
Шаг 6. Поддерживайте интерес
Даже самая интересная игра со временем надоедает. Продумайте дополнительные активности, чтобы поддерживать к ней интерес. Можно устроить челленджи внутри игры или баттлы между лидерами.
Как понять, что геймификация работает
Чтобы геймификация приносила результаты, нужно соблюдать три принципа:
1. Мотивация
Важно, чтобы пользователя стимулировал идти до конца не только финальный приз, но и промежуточные активности. Стимулом может быть здоровая конкуренция между работниками или подарки. При этом важно, чтобы участие было добровольным: если игра превращается в обязанность, интерес к ней пропадает.
2. Статус
Признание — один из главных элементов геймификации. В работе результаты видят не только коллеги, но и руководители. Это побуждает людей справляться с задачами лучше. Причем негативные сценарии тоже работают. Например, в некоторых компаниях дают значки за опоздания. В итоге сотрудники реже задерживаются, потому что значки увидят коллеги.
3. Вознаграждение
Сотрудник должен понимать, ради чего он заходит в игру. Например, он может зарабатывать игровую валюту и обменивать ее на корпоративный мерч или другие призы.
Как оценить эффективность геймификации
Вы можете измерять эффективность игровых механик в процессе и внести изменения, если показатели не соответствует вашим ожиданиям. В конце проекта цифры покажут, успешна геймификация или нет. Чтобы оценить результат, следуйте простому плану.
Шаг 1. Определите ключевые показатели эффективности
KPI напрямую зависят от целей, которые вы установили. Например, если цель игры — повысить производительность сотрудников, измерять нужно количество задач, которые они выполнили. Если же задача — повысить уровень вовлеченности, проводите регулярные опросы сотрудников, спрашивайте их, удовлетворены ли они работой и отношениями в коллективе.
Чтобы оценить успешность геймификации, измерьте показатели активности участников:
- Количество скачиваний мобильной игры или количество сессий на портале.
- Среднюю продолжительность сессии.
- Показатели DAU (ежедневные активные пользователи), WAU (еженедельные активные пользователи) и MAU (ежемесячные активные пользователи).
- Количество сотрудников, которые дошли до конца игры, и количество сотрудников, которые отвалились по пути.
- Показатели успешности в игре: каких результатов добились сотрудники.
- Показатель реиграбельности: сколько сотрудников начали игру снова и попробовали сделать иное действие — выбрать другого героя или улучшить результат. Хороший уровень реиграбельности — это 30–40% от всех, кто начал игру.
Шаг 2. Проанализируйте данные
Количественные — например, сколько задач выполнили работники. И качественные — например, отзывы сотрудников. Для оценки можно использовать такие методы:
- Сравнительный анализ: сопоставьте показатели эффективности до и после того, как внедрили геймификацию.
- Корреляционный анализ: найдите связи между результатами и геймификацией, чтобы понять, насколько она влияет на общую эффективность. Например, вы увидели, что у тех, кто набрал больше всего баллов в геймификации, более высокие показатели продаж.
- Факторный анализ: разделите результаты на группы и определите, как каждая группа влияет на общую эффективность геймификации.
Шаг 3. Соберите обратную связь
Регулярно проводите опросы и интервью с сотрудниками, чтобы узнать их мнение об игровых механиках. Например, вы можете спросить, чувствуют ли сотрудники, что благодаря геймификации их мотивация к работе увеличилась.
Шаг 4. Доработайте игру
Например, если сотрудники отмечают, что рейтинги вызывают слишком много стресса, можно изменить систему наград. Так, чтобы она была менее соревновательной и более ориентированной на личные достижения. Например, ввести уровни или бейджи вместо таблицы лидеров.
Проанализируйте вовлеченность в игру и внесите изменения, если нужно. Например, если 70% сотрудников не могут пройти этап, значит игра слишком сложная. Если многие проходят уровень быстро или просто его пропускают — он недостаточно захватывающий.
Какие ошибки допускают при внедрении геймификации
Задача геймификации в управлении персоналом — более эффективно достигать цели бизнеса. Но может случиться так, что вы внедрили игровые механики, а цели не достигли. Возможно, по пути вы совершили несколько ошибок. Посмотрим, как их избежать.
Ошибка | Как решить |
Игра не захватывает аудиторию | Найдите то, что будет интересно большинству. Например, вселенная Гарри Поттера не обязательно заинтересует всех коллег. Спросите коллектив, чего бы им хотелось |
Сотрудники не приходят к результату | Бессмысленные действия демотивируют. Убедитесь, что каждый шаг пользователя приводит к награде |
Участники не понимают правила | Проведите тест. Важно, чтобы участники понимали правила еще до начала игры |
Нет быстрых результатов | Представьте, что человек играет месяцами, а до приза еще далеко. Можно делать промежуточные номинации, чтобы мотивация не пропадала |
Организаторы не учитывают обратную связь | Спрашивайте сотрудников, что им нравится и не нравится в игре, учитывайте обратную связь, ведь вы создаете ее для них |
Игра сложная | Делайте уровни и механики игры такими, чтобы сотрудники могли их преодолеть. Тогда геймификация позволит вам достигнуть конечную цель |
Игра слабо связана с рабочими процессами | Не забывайте о целях. Когда разрабатываете игру, задавайте себе вопрос: для чего пользователь будет это делать и как это повлияет на результат компании |
Если у вас остались вопросы, то вы можете задать их нашему менеджеру по продажам, позвонив по номеру +7 (343) 222-17-20, или заказать обратный звонок на нашем сайте – наш менеджер свяжется с вами в ближайшее время.